Методы Монтессори помогут справиться с гневом и нервозностью детей!

По мнению М. Монтессори, эмоции и социализация должны идти рука об руку. И здесь, в воспитании детей, конечно, главную роль играют родители.
Методы Монтессори помогут справиться с гневом и нервозностью детей!

Последнее обновление: 01 июня, 2019

Педагогические методы Марии Монтессори очень известны: кто-то восхищается ими, кто-то критикует. Это очень интересный подход, который можно использовать не только в классе, но и у себя дома (на уровне семьи), в повседневной жизни, воспитывая своих детей.

Сегодня мы хотели поговорить с вами о нервозности детей, о гневе и ярости, об эмоциях, которые они никак не могут контролировать, направлять, а иногда даже и осознавать.

Одна из наиболее полезных концепций, автором которых была Мария Монтессори, это так называемые “чувствительные периоды”. С момента рождения и до 6 лет дети испытывают и переживают то, что она называет “окнами возможностей”.

Это моменты, когда у них проявляется врожденная способность учиться, приобретать новые навыки и “оттачивать свое мастерство”. И именно в это время нужно учить их управлять своими эмоциями и понимать их. Ведь это очень сложный духовный мир, который часто просто “переполняет” маленьких людей.

И сегодня мы рассмотрим несколько полезных стратегий, как научить детей управлять своими эмоциями.

Педагогика Монтессори для управления детским гневом и нервозностью

Все мы более или менее представляем, на что делается акцент в центрах образования по методике Монтессори.

В них всячески стараются развить самостоятельность в ребенке, эдакую автономию, где он сам будет нести ответственность за свое обучение. Все зависит от любопытства, любознательности ребенка и от его взаимодействия с другими людьми и предлагаемыми инструментами.

Но многие родители задаются вопросом, каким же образом методика Монтессори может пригодиться в “первичной” среде, с самыми близкими людьми, в семье? Ответ на поверхности: именно здесь дети знакомятся с основными образовательными принципами.

Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут оказаться очень полезными в моменты гнева и ярости у детей. 

Ребенок и методы Монтессори

Социально-эмоциональное образование

Мария Монтессори никогда не говорила только об образовании или эмоциональном интеллекте “в чистом виде”. Для известного педагога понятия “социализация” и “эмоции” неразрывно связаны. Они идут рука об руку.

В момент, когда у ребенка случается истерика, он чувствует, что социальная среда не отвечает его ожиданиям:

  • Он не может получить желаемое, очень злится, обижается и легко раздражается. Он просто не в состоянии отложить удовлетворение своего “хочу”… Вот что означают его слезы, крики, а иногда и удары, пинки.
  • Эмоции возникают у ребенка при взаимодействии со взрослыми или с другими детьми. Это социо-эмоциональный контекст, где одно не может быть отделено от другого.
  • Несмотря на то что многие критикуют методику Монтессори за предоставление ребенку свободы и независимости, нельзя забывать нечто очень важное, фундаментальное:

взрослый всегда является “гидом” и “проводником”, он определяет обучение и способствует ему, он является примером для подражания.

  • А потому чувствительные периоды (от рождения и до 6 лет) являются ключевыми. Мы должны быть рядом со своими детьми, давать им ответы на каждый вопрос и быть внимательными к каждой их эмоции.

Что нужно иметь в виду, чтобы управлять эмоциональным миром ребенка?

  • Никогда не пренебрегайте словами и не игнорируйте поведение своего ребенка. Не сравнивайте его ни с кем. Все это порождает в нем еще большую ярость и обиду.
  • Старайтесь, чтобы ваш ребенок всегда был уверен. Уверен, что он в любой момент может поговорить с вами или открыть еще одну частичку нашего огромного мира. Уверен, что может пообщаться с другими детьми, поиграть с ними и создать что-то. И при этом довериться кому-то и рассчитывать на уважение. 
  • Позволяйте своему ребенку иногда поступать неправильно. Помогайте ему своим советом. Но пусть именно он исправляет свои ошибки. Ведь дети должны делать вещи самостоятельно, чтобы чувствовать себя способными в чем-то. Это очень повышает их самооценку. 
  • Когда ребенок выражает свой гнев или ярость, это означает, что есть что-то, чего он не может выразить словами (или просто не знает). Поэтому нам необходимо выяснить причину и постараться понять ребенка.

Мы, родители, должны воспитывать своих детей и общаться с ними спокойно и терпеливо. Никогда не игнорируйте состояния тревоги или нервозности у детей! Особенно если они еще совсем маленькие. Нужно обязательно отыскать причину такого состояния и предложить решение проблемы.

Спокойствие, только спокойствие..

В последние годы очень популярными стали так называемые “банки спокойствия”. Они помогают преодолеть беспокойство и снять стресс у детей. Но теперь следует несколько прояснить их назначение и то, как их правильно использовать.

Банка спокойствия и и методы Монтессори
  • “Банки спокойствия” – это, прежде всего, визуальный стимулятор. Ребенок может на какое-то время сконцентрировать свое внимание на движущихся блестках.
  • Эти “успокоительные средства” можно использовать только в присутствии взрослого.
  • Мы можем, например, каждый вечер приносить ее ребенку в кроватку и, пока он наблюдает за этим предметом, спрашивать у него, как прошел день, что его беспокоит, есть ли у него какие-то страхи, что нравится, а что не нравится…
  • И эти вопросы нужно задавать абсолютно искренне. Ни в коем случае не осуждайте ребенка! Это должен быть не допрос, а, скорее, игра, способствующая эмоциональному высвобождению. 

Такие банки спокойствия – очень простой ресурс, который действительно может вам во многом помочь. А если вы захотите сделать ее самостоятельно, в домашних условиях, то не забудьте про нашу статью о том, как сделать светящуюся банку.

Это может вас заинтересовать ...
Почему в Японии дети всегда такие послушные?
Шаг к Здоровью
Читайте в Шаг к Здоровью
Почему в Японии дети всегда такие послушные?

В Японии нас, европейцев, удивляет и восхищает практически все. В том числе и японские дети. Даже малыши очень хорошо воспитаны.



  • Freire, P. (1971). La educación como práctica de la libertad. In Tierra Nueva. https://doi.org/10.1016/0017-9310(72)90070-1
  • Bisquerra, R. (2003). Educación emocional y competencias básicas para la vida. Revista de Investigación Educativa. https://doi.org/10.1080/02109395.2014.922263
  • Pérez Porto, J. (2008). Definición de educación – Qué es, Significado y Concepto. https://doi.org/10.1104/pp.109.147702
  • UNED. (2001). Historia de la Educación. Barcelona: Ariel. https://doi.org/10.1136/hrt.2005.067934

Содержание данной публикации носит только информационный характер. Ни в коем случае нельзя использовать для постановки или замены медицинского диагноза, самого лечения или рекомендаций специалиста. Если у вас возникли вопросы или сомнения, обратитесь к проверенному специалисту и получите его одобрение перед началом любой процедуры.

Упражнение «доброе утро» со штангой: техника и польза
Упражнения и спорт
Упражнение «доброе утро» со штангой: техника и польза
Избыток кофеина: что происходит с вашим телом?
Полезные привычки
Избыток кофеина: что происходит с вашим телом?
Даосизм: происхождение, характеристики и принципы
Любопытства
Даосизм: происхождение, характеристики и принципы
4 подходящих позы для анального секса
Секс и партнер
4 подходящих позы для анального секса
Сыпь под грудью: почему она возникает?
Болезни
Сыпь под грудью: почему она возникает?
Зуд в интимной зоне: кремы для лечения
Лекарственные средства
Зуд в интимной зоне: кремы для лечения