7 видов токсичного поведения со стороны родителей

Дети появляются у нас без "инструкции", которая научила бы нас быть хорошими родителями. И к сожалению, зачастую мы ведем себя некорректно.
7 видов токсичного поведения со стороны родителей

Последнее обновление: 25 сентября, 2020

Родители всегда стараются научить своих детей лучшему из того, что они знают и умеют. Но иногда они не осознают того, что их поведение по отношению к детям может быть “отравленным”, токсичным, что оно может приносить им вред, а не пользу.

Мы постараемся подсказать, как ни в коем случае не стоит себя вести с детьми. Ведь часто родители просто “копируют” поведение собственных родителей. Но можно вовремя распознать это и внести изменения, чтобы отношения с ребенком улучшились.

Токсичное поведение родителей

Как известно, одних хороших намерений недостаточно (ими, как говорят, может быть вымощена дорога в ад). Важно, чтобы мы были самокритичны и умели распознавать у себя виды токсичного поведения, которое может навредить детям.

Итак, давайте посмотрим, что это за поведение и как оно проявляется.

Очень важно прочитать:  Как повысить самооценку у детей?

1. Быть сверхкритичным

Критика

Найти необходимую меру критики не так просто. С одной стороны, хорошо указывать ребенку на его ошибки, чтобы он понимал, где сделал что-то неправильно и мог исправить ошибку или избежать ее повторения.

С другой стороны, в постоянной критике нет ничего хорошего. Такая критика вызывает у ребенка неуверенность в себе и в своих способностях.

2. Наказывать за отрицательные эмоции

Мы часто говорим о положительных и отрицательных эмоциях, тогда как на самом деле отрицательные эмоции могут быть и положительными. В том смысле, что они полезны и необходимы. Страх, например, в некоторых ситуациях может спасти нам жизнь.

Поэтому мы должны позволять своим детям выражать все эмоции. Пусть плачут, пусть демонстрируют свою печаль, пусть не скрывают свой страх, если им страшно… Подавление эмоций вовсе не помогает, в конечном счете это только вызовет еще больший дискомфорт.

Плачущий мальчик и родители

3. Решать за ребенка

Дети есть дети, но это не означает, что они не имеют права голоса. Конечно, есть определенные вещи, которые должны контролироваться родителями, но многие решения дети могут и должны принимать сами.

В этом смысле систематические обзоры, подобные тому, что провел проведенному Arantxa Gorostiaga с коллегами, показывают, что стили воспитания, в которых отдается предпочтение автономии, в меньшей степени связаны с чувством тревоги у подростков.

4. Внушать страх  

Дети должны расти в атмосфере безопасности и доверия (это будет мотивировать их исследовать то, что их окружает), а не в атмосфере страха.

В противном случае их сопровождает постоянное чувство тревоги. И очень вероятно, что их возможности экспериментировать и способность почувствовать себя в безопасности уменьшаются.

5. Прививать чувство вины

Иногда родители вымещают свои обиды и разочарование в жизни на детях, заставляя их испытывать чувство вины за те вещи, за которые дети отвечать не могут.

Тем не менее, если мы сможем предвидеть эту ловушку и не попасть в нее, наши дети смогут вырасти в более счастливых взрослых.

6. Ставить условия для… любви

Проблемы с ребенком

Еще одну серьезную ошибку родители совершают, когда ставят свою любовь к ребенку в зависимость от каких-то условий. Любовь родителей к детям должна быть безусловной, она не должна зависеть от их достижений или их поведения.

Дети заслуживают того, чтобы их любили ради них самих, без каких-либо ограничений, и условий для привязанности.

7. Не ограничивать детей

По разным причинам некоторые родители пренебрегают идеей установления определенных правил, которые их дети должны соблюдать. Однако установление границ дозволенного – это четкий образовательный компонент, который следует учитывать.

Это будет способствовать последующему приспособлению детей к другим условиям вне дома и позволит избежать возможных проблем с поведением, как показало исследование, проведенное факультетом психологии Университета Севильи.

Что можно вынести из осознания токсичности поведения?

Если вы узнали себя в некоторых из описанных примеров токсичного поведения, возможно, настало время поразмышлять над своими привычками.

Ведь все в наших руках! Лучше сделать ставку на более здоровые отношения в пользу повышения самооценки и эмоционального баланса ребенка, которые у него только развиваются и устанавливаются.

И давайте не будем забывать, что сегодняшние дети – это завтрашние взрослые.



  • Ballesteros-Moscosio, M. Á. (2017). Padres y madres sobreprotectores: el reto de la escuela y los docentes. Diálogo: Familia Colegio, 328, 22-28. https://www.researchgate.net/publication/337244477_Padres_y_madres_sobreprotectores_el_reto_de_la_escuela_y_los_docentes
  • Bi, X., Yang, Y., Li, H., Wang, M., Zhang, W., & Deater-Deckard, K. (2018). Parenting Styles and Parent-Adolescent Relationships: The Mediating Roles of Behavioral Autonomy and Parental Authority. Frontiers in Psychology9, 2187. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02187
  • Fuentes, M. C., García-Ros, R., Pérez-González, F., & Sancerni, D. (2019). Effects of Parenting Styles on Self-Regulated Learning and Academic Stress in Spanish Adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health16(15), 2778. https://doi.org/10.3390/ijerph16152778
  • Gorostiaga, A., Aliri, J., Balluerka, N., & Lameirinhas, J. (2019). Parenting Styles and Internalizing Symptoms in Adolescence: A Systematic Literature Review. International Journal of Environmental Research and Public Health16(17), 3192. https://doi.org/10.3390/ijerph16173192
  • Kuppens, S., & Ceulemans, E. (2019). Parenting Styles: A Closer Look at a Well-Known Concept. Journal of Child and Family Studies28(1), 168–181. https://doi.org/10.1007/s10826-018-1242-x
  • Lorence, B., Hidalgo, V., Pérez-Padilla, J., & Menéndez, S. (2019). The Role of Parenting Styles on Behavior Problem Profiles of Adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health16(15), 2767. https://doi.org/10.3390/ijerph16152767
  • Ong, M. Y., Eilander, J., Saw, S. M., Xie, Y., Meaney, M. J., & Broekman, B. (2018). The influence of perceived parenting styles on socio-emotional development from pre-puberty into puberty. European Child & Adolescent Psychiatry27(1), 37–46. https://doi.org/10.1007/s00787-017-1016-9
  • Parra, Á., Sánchez-Queija, I., García-Mendoza, M., Coimbra, S., Egídio Oliveira, J., & Díez, M. (2019). Perceived Parenting Styles and Adjustment during Emerging Adulthood: A Cross-National Perspective. International Journal of Environmental Research and Public Health 16(15), 2757. https://doi.org/10.3390/ijerph16152757

Этот текст предоставлен исключительно в информационных целях и не заменяет консультацию с профессионалом. В случае сомнений проконсультируйтесь со своим специалистом.