Человек, который все время на что-то жалуется, отбирает у нас энергию

Если вы позволяете кому-то в своем окружении постоянно жаловаться на что-то или на кого-то, вы скоро почувствуете, что это плохо влияет на ваше душевное состояние.
Человек, который все время на что-то жалуется, отбирает у нас энергию

Последнее обновление: 04 марта, 2019

В нашей жизни много проблем. Естественно, есть они и у наших близких и знакомых, и нам часто приходится выслушивать жалобы на что-то или на кого-то. С одной стороны, это естественно, людям хочется как-то снять напряжение, выговориться. Но, с другой стороны, постоянное выслушивание чьих-то жалоб отбирает у нас энергию.

Хорошо проявлять эмпатию и сочувствовать своим близким и знакомым, когда им приходится плохо, но постоянно выслушивать жалобы просто вредно для нас.

А отказаться от этого весьма сложно. Нам ведь не хочется быть в глазах “жалобщиков” бесчувственными людьми или эгоистами. 

Поэтому важно уметь идентифицировать такие ситуации, знать, как они могут влиять на нашу жизнь, и уметь правильно реагировать на них.

Почему не стоит выслушивать жалобы?

Подруга не хочет выслушивать жалобы

Такие люди проклинают свою жизнь, изображают из себя жертв, жалуются на все и на всех, но ничего не делают для того, чтобы изменить ситуацию, изменить свою жизнь.

Какое-то время мы нормально воспринимаем эти жалобы (что делать, если у человека сложная ситуация и ему все время не везет…), но потом начинаем понимать, что дело не в ситуации, а в самом человеке, что склонность жаловаться на все и на всех стала частью его стиля жизни.

Он использует (сознательно или бессознательно) эти жалобы как средство манипуляции, цель которой – вызвать у нас чувство вины, сострадание, жалость и в то же время снять с себя ответственность за то, что происходит с ним.

Нередко мы поддаемся этой манипуляции и чувствуем себя обязанными решать его проблемы или, по крайней мере, сочувственно выслушивать его “излияния” и утешать его.

Что происходит с нами, когда мы постоянно выслушиваем чьи-то жалобы

Такие люди обычно умеют разжалобить своих собеседников, и мы нередко “проникаемся” их несчастьями (реальными или вымышленными) и начинаем воспринимать их проблемы как свои.

Это забирает у нас значительную часть нашей энергии.

Наше эмоциональное состояние меняется. Наши эмоции теперь в значительной степени определяются ситуацией, в которой находится другой человек.

Такие чувства, как фрустрация, чувство вины и печаль вызывают гормональные изменения в мозгу, результатом чего бывают:

Что мы можем сделать, чтобы не идти на поводу у “жалобщиков”?

Жизнь нередко нарушает и путает наши планы. Нам время от времени приходится сталкиваться с неприятными неожиданностями и проблемами.

При неудачах мы часто испытываем фрустрацию и чувство горечи, но “зацикливаться” на этих негативных эмоциях неразумно.

Мы тратим на эти чувства и на жалобы энергию, которую могли бы использовать для преодоления возникших препятствий, для решения проблем.

Именно так ведут себя “жалобщики”, и не стоит подыгрывать им. Мы вовсе не обязаны выслушивать бесконечные жалобы и делать проблемы других людей своими трудностями.

Мы не можем решать чужие проблемы, нам вполне достаточно своих.

Тогда… Что же делать?

1. Сохраняйте дистанцию

Держаться подальше от токсичных людей и не выслушивать жалобы

Всегда, когда это возможно, сохраняйте дистанцию с такими людьми, ведь они стараются манипулировать вами.  

Чем меньше вы прислушиваетесь к их жалобам, тем скорее они поймут, что вы не собираетесь “проникаться” их негативными переживаниями, не собираетесь тратить на это энергию.

2. Дайте понять “жалобщику”, что его проблема – это его проблема

Если же вы нашли время для того, чтобы выслушать жалобы, дайте понять человеку, что главная проблема – в его отношении к ситуации и к жизни вообще.

Постарайтесь не слишком “проникаться” его ситуацией и посоветуйте ему решать проблему своими силами.

3. Не показывайте “слабость”

Плакать и выслушивать жалобы

Поскольку вы имеете дело с манипулятором, не стоит демонстрировать ему свою готовность решать его проблемы.

Конечно, вы можете испытывать чувство эмпатии, но старайтесь контролировать ситуацию и не рвитесь оказывать помощь, когда проблема вас никак не касается.

4. Устанавливайте границы

Вы имеете право потребовать от такого человека, чтобы он не делился с вами своими трагедиями и не изводил вас жалобами.

Если вы уже устали выслушивать весь этот негатив, скажите ему, что вам это не нравится и вы не желаете, чтобы он изливал на вас поток своих жалоб.

У вас есть подруга или родственник, которые все время вам жалуются? Время действовать!

Не играйте в их игру. Иначе вы почувствуете, что зачем-то впустили в свою жизнь много негатива.



  • Moya-Albiol, L., Herrero, N., and Bernal, M.C. (2010). Bases neuronales de la empatía. Revista de Neurologia 50, 89–100.
  • Kamenetzky, G.V., Cuenya, L., Elgier, A.M., López Seal, F., Fosacheca, S., Martin, L., and Mustaca, A.E. (2009). Respuestas de frustración en humanos. Terapia Psicologica 27, 191–201.
  • Reguera Nieto, E.A. (2015). Apego, Cortisol y estrés en adultos, una revisión narrativa. Revista de La Asociación Española de Neuropsiquiatría 35, 53–77.

Содержание данной публикации носит только информационный характер. Ни в коем случае нельзя использовать для постановки или замены медицинского диагноза, самого лечения или рекомендаций специалиста. Если у вас возникли вопросы или сомнения, обратитесь к проверенному специалисту и получите его одобрение перед началом любой процедуры.