Дислексия: что это такое и как нужно действовать?

16.11.2017
Дислексия – это нарушение, которое легко обнаружить в детстве. И несмотря на то, что дети, страдающие от него, обладают совершенно нормальным интеллектом, это негативно сказывается на процессе их обучения.

Дислексия — это одно из нарушений в процессе обучения чтению. Оно характеризуется трудностями в точности и быстроте распознавания слов, а также проблемами с их написанием.

Другими словами, люди, страдающие дислексией, испытывают затруднения при чтении и произношении слов, которые они видят перед собой в тексте. Данное расстройство, как правило, сопровождается проблемами с написанием слов без ошибок и с математическими вычислениями.

Важно также отметить, что люди с диагнозом дислексия, имеют совершенно нормальное интеллектуальное развитие. То есть их проблемы с чтением или письмом не связаны с их интеллектуальными возможностями. Просто у них возникла специфическая проблема, влияющая на способность читать и писать.

У кого бывает дислексия?

Дислексия — это заболевание, которое в большинстве случаев диагностируется в детском возрасте. И несмотря на то, что обнаружить и распознать его нетрудно, оно переходит с людьми и во взрослую жизнь и, конечно, доставляет сильный дискомфорт.

Дислексия и чтение с детьми

Если верить статистике, то от дислексии страдают от 5 до 10% населения нашей планеты. Если упростить, то в среднем, на класс начального образования из 25 человек приходится как минимум 1 с подобным нарушением.

Как дислексия влияет на жизнь людей?

Первые проблемы возникают, как можно догадаться, в самом начале обучения в школе. Трудности обучения чтению становятся непреодолимым барьером для этих детей. Причем не только на академическом уровне: это влияет и на их личное развитие, часто появляются проблемы с самооценкой.

В большинстве случаев данное нарушение порождает недостаток интереса к чтению. Последствия:

  • Бедный словарный запас
  • Проблемы с пониманием лектора
  • Проблемы с пониманием сложных текстов, логическими заключениями и выводами.

Люди, страдающие дислексией, осознают свои ограничения. Вот почему у них почти всегда заниженная самооценка, обостренное чувство тревожности и, иногда, депрессия.

Почему возникает дислексия?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем вам немного глубже погрузиться в проблему, шаг за шагом:

1. Как мы читаем и пишем слова?

Для объяснения процесса написания слова наиболее приемлемой является гипотеза двойного маршрута. Согласно этой модели, написать слово можно:

  • Восстановив его в памяти, если это уже знакомое слово. Это называется «лексическим путем». Он основан на лексическом, визуальном, орфографическом запасе. То есть это информация относительно написания конкретного слова, которая хранится у нас в памяти. Ну, например, мы запоминаем, как пишется слово «гостиная». И в следующий раз, когда мы захотим написать его, мы просто извлечем его из своего «хранилища»-лексикона.
  • Другой вариант — преобразовывать фонемы, которые составляют слово, в графемы. Или, иными словами, придавать звукам соответствующее графическое значение. Данный вариант мы используем при написании новых слов. В детстве мы приобретаем необходимые для этого знания и навыки. Мы запоминаем, что звуку «Б» соответствует одна буква, а звуку «П» — другая. Так мы уже можем писать слова, которые не слышали раньше. То есть мы распознаем звуки, которые их образуют, и воспроизводим их. Эта теория основана на последних результатах, полученных при тестировании изображений мозга. Было продемонстрировано существование анатомической базы.

2. А что же происходит в мозге?

Если обобщить, то можно сказать, что количество связей между определенными отделами в мозге, которые отвечают за управление языком, сильно сокращается.

3. Какие области мозга отвечают за нашу речь?

Во-первых, это центр Брока. Она расположена в лобной доле доминирующего полушария, а именно, левого (для большинства людей) или правого (для левшей). Эта область отвечает за артикуляцию слов, номинацию и чтение «про себя».

Дислексия и мозг

Во-вторых, область Вернике. Она расположена между височной и теменной долями доминирующего полушария. Основные функции этой области связаны с распознаванием новых слов. Еще здесь же хранятся последовательности звуков, составляющих слова.

И наконец, в нашем мозге есть область, связанная с теменной и затылочной корой, которая отвечает за образование слов.

Теперь, зная о процессах чтения и письма, а также о действии областей мозга, отвечающих за них, нетрудно понять, почему развивается дислексия, когда данные области подвергаются изменениям.

Какие типы дислексии бывают?

  • Фонологическая дислексия. Люди, страдающие этим типом дислексии, используют визуальный путь, то есть они «визуально» читают слова, зрительно. Так, они могут легко читать знакомые слова, а вот незнакомые прочитать для них невозможно.
  • Поверхностная дислексия (визуальная). Люди с данным типом дислексии выбирают фонологический путь. То есть они читают слова по слогам-звукам, из которых состоит слово. Поэтому им очень сложно читать слова, написание которых отличается от звучания.
  • Глубокая или смешанная дислексия. Это наиболее тяжелый случай, когда «пораженными» оказываются оба пути. В результате людям стоит невероятных усилий читать слова, они совершают множество орфографических ошибок и путают значение разных слов.

Лечение

Лечение дислексии заключается в том, чтобы смягчить возможные проблемы в долгосрочной перспективе (речь идет как об академических, так и об эмоциональных). На самом деле уже доказано, что восстановительные методы лечения высоко эффективны у детей.

Главным образом, такое лечение состоит из:

  • Привлечения специальных учителей, вовлеченных в проблему и владеющих необходимыми методиками обучения таких детей.
  • Работы логопедов.
  • Контроля за обучением по выбранным техникам обучения.
  • Закрепительных упражнений после уроков.

В лечении дислексии очень важную роль играет и поддержка семьи. Это не только мотивирует детей на дальнейшее обучение, но и позволяет им легче двигаться вперед в своем личностном развитии. А подкрепление академическое позволяет им в значительной степени улучшить свое обучение и облегчить сам его процесс. В большей степени это относится, конечно, к чтению и письму.

Дислексия и чтение

Кроме того, важно привлекать детей к занятиям, повышающим их самооценку (спорт, внеклассные занятия и пр.), чтобы улучшалось их настроение. С другой стороны, поскольку проблемы все-таки очень серьезные, а именно повышенная тревожность и депрессия, профессиональная помощь также настоятельно рекомендуется.

Вам также могут понравиться