Методы Монтессори помогут справиться с гневом и нервозностью детей!
Педагогические методы Марии Монтессори очень известны: кто-то восхищается ими, кто-то критикует. Это очень интересный подход, который можно использовать не только в классе, но и у себя дома (на уровне семьи), в повседневной жизни, воспитывая своих детей.
Сегодня мы хотели поговорить с вами о нервозности детей, о гневе и ярости, об эмоциях, которые они никак не могут контролировать, направлять, а иногда даже и осознавать.
Одна из наиболее полезных концепций, автором которых была Мария Монтессори, это так называемые “чувствительные периоды”. С момента рождения и до 6 лет дети испытывают и переживают то, что она называет “окнами возможностей”.
Это моменты, когда у них проявляется врожденная способность учиться, приобретать новые навыки и “оттачивать свое мастерство”. И именно в это время нужно учить их управлять своими эмоциями и понимать их. Ведь это очень сложный духовный мир, который часто просто “переполняет” маленьких людей.
И сегодня мы рассмотрим несколько полезных стратегий, как научить детей управлять своими эмоциями.
Педагогика Монтессори для управления детским гневом и нервозностью
Все мы более или менее представляем, на что делается акцент в центрах образования по методике Монтессори.
В них всячески стараются развить самостоятельность в ребенке, эдакую автономию, где он сам будет нести ответственность за свое обучение. Все зависит от любопытства, любознательности ребенка и от его взаимодействия с другими людьми и предлагаемыми инструментами.
Но многие родители задаются вопросом, каким же образом методика Монтессори может пригодиться в “первичной” среде, с самыми близкими людьми, в семье? Ответ на поверхности: именно здесь дети знакомятся с основными образовательными принципами.
Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут оказаться очень полезными в моменты гнева и ярости у детей.
Читайте также: 6 простых техник, которые помогут контролировать гнев
Социально-эмоциональное образование
Мария Монтессори никогда не говорила только об образовании или эмоциональном интеллекте “в чистом виде”. Для известного педагога понятия “социализация” и “эмоции” неразрывно связаны. Они идут рука об руку.
В момент, когда у ребенка случается истерика, он чувствует, что социальная среда не отвечает его ожиданиям:
- Он не может получить желаемое, очень злится, обижается и легко раздражается. Он просто не в состоянии отложить удовлетворение своего “хочу”… Вот что означают его слезы, крики, а иногда и удары, пинки.
- Эмоции возникают у ребенка при взаимодействии со взрослыми или с другими детьми. Это социо-эмоциональный контекст, где одно не может быть отделено от другого.
- Несмотря на то что многие критикуют методику Монтессори за предоставление ребенку свободы и независимости, нельзя забывать нечто очень важное, фундаментальное:
взрослый всегда является “гидом” и “проводником”, он определяет обучение и способствует ему, он является примером для подражания.
- А потому чувствительные периоды (от рождения и до 6 лет) являются ключевыми. Мы должны быть рядом со своими детьми, давать им ответы на каждый вопрос и быть внимательными к каждой их эмоции.
Что нужно иметь в виду, чтобы управлять эмоциональным миром ребенка?
- Никогда не пренебрегайте словами и не игнорируйте поведение своего ребенка. Не сравнивайте его ни с кем. Все это порождает в нем еще большую ярость и обиду.
- Старайтесь, чтобы ваш ребенок всегда был уверен. Уверен, что он в любой момент может поговорить с вами или открыть еще одну частичку нашего огромного мира. Уверен, что может пообщаться с другими детьми, поиграть с ними и создать что-то. И при этом довериться кому-то и рассчитывать на уважение.
- Позволяйте своему ребенку иногда поступать неправильно. Помогайте ему своим советом. Но пусть именно он исправляет свои ошибки. Ведь дети должны делать вещи самостоятельно, чтобы чувствовать себя способными в чем-то. Это очень повышает их самооценку.
- Когда ребенок выражает свой гнев или ярость, это означает, что есть что-то, чего он не может выразить словами (или просто не знает). Поэтому нам необходимо выяснить причину и постараться понять ребенка.
Мы, родители, должны воспитывать своих детей и общаться с ними спокойно и терпеливо. Никогда не игнорируйте состояния тревоги или нервозности у детей! Особенно если они еще совсем маленькие. Нужно обязательно отыскать причину такого состояния и предложить решение проблемы.
Это интересно: Тревога и 10 физических признаков этого состояния
Спокойствие, только спокойствие..
В последние годы очень популярными стали так называемые “банки спокойствия”. Они помогают преодолеть беспокойство и снять стресс у детей. Но теперь следует несколько прояснить их назначение и то, как их правильно использовать.
- “Банки спокойствия” – это, прежде всего, визуальный стимулятор. Ребенок может на какое-то время сконцентрировать свое внимание на движущихся блестках.
- Эти “успокоительные средства” можно использовать только в присутствии взрослого.
- Мы можем, например, каждый вечер приносить ее ребенку в кроватку и, пока он наблюдает за этим предметом, спрашивать у него, как прошел день, что его беспокоит, есть ли у него какие-то страхи, что нравится, а что не нравится…
- И эти вопросы нужно задавать абсолютно искренне. Ни в коем случае не осуждайте ребенка! Это должен быть не допрос, а, скорее, игра, способствующая эмоциональному высвобождению.
Такие банки спокойствия – очень простой ресурс, который действительно может вам во многом помочь. А если вы захотите сделать ее самостоятельно, в домашних условиях, то не забудьте про нашу статью о том, как сделать светящуюся банку.
Это может вас заинтересовать ...- Freire, P. (1971). La educación como práctica de la libertad. In Tierra Nueva. https://doi.org/10.1016/0017-9310(72)90070-1
- Bisquerra, R. (2003). Educación emocional y competencias básicas para la vida. Revista de Investigación Educativa. https://doi.org/10.1080/02109395.2014.922263
- Pérez Porto, J. (2008). Definición de educación – Qué es, Significado y Concepto. https://doi.org/10.1104/pp.109.147702
- UNED. (2001). Historia de la Educación. Barcelona: Ariel. https://doi.org/10.1136/hrt.2005.067934