Подростковый возраст: как установить границы?

Какими бы независимыми они ни были, подросткам нужны ограничения, чтобы чувствовать себя в безопасности и впитывать важные ценности. Узнайте, как установить границы для своих детей на этом этапе.
Подростковый возраст: как установить границы?

Последнее обновление: 25 августа, 2021

Подростковый возраст всегда считался одним из самых сложных этапов как для ребенка, так и для его родителей. Установить ограничения для подростка сложно, однако молодые люди нуждаются в них больше, чем когда-либо.

Половое созревание начинается с ряда физических, когнитивных, эмоциональных и социальных изменений, с которыми подросткам может быть трудно справиться. Бунт, поиск собственной идентичности и дистанцирование от родителей – факторы, которые могут усложнить процесс воспитания.

На этом этапе взросления подросткам очень важно находиться под присмотром родителей. Однако не всегда легко установить рамки поведения и обеспечить их соблюдение. Поэтому мы хотим дать вам несколько советов, которые могут помочь.

Четкие правила

Четкие правила упрощают отношения между родителями и детьми.

Общие и двусмысленные выражения бесполезны, когда вы стремитесь изменить поведение своих детей. Важно давать им простые и ясные рекомендации, которые не оставляют сомнений в том, чего от них ждут. Таким образом, избегайте таких фраз, как «веди себя прилично», а вместо этого говорите прямо: «приходи домой в обозначенное время» или «говори уважительно и без криков».

Также желательно, чтобы вы излагали правила в позитивном ключе и избегали упреков, подчеркивая желаемое поведение. Например, вместо того чтобы говорить «опять у тебя бардак в комнате», выберите вариант «приведи в порядок свою комнату, прежде чем выходить на улицу».

Последовательная дисциплина

По своей природе многие молодые люди могут испытывать желание бросить вызов авторитету и по возможности избегать соблюдения правил. Это не патология: это часть процесса развития и созревания.

Однако различные исследования показывают важность твердой и последовательной домашней дисциплины. Это необходимо, чтобы дети усвоили необходимые правила поведения.

Оба родителя должны работать в команде и формировать единый фронт, когда дело касается соблюдения правил. Кроме того, необходимо, чтобы границы всегда были одинаковыми и не менялись в зависимости от настойчивости подростка или настроения взрослых. Нет смысла устанавливать правила, если вы собираетесь нарушать их, поддаваясь давлению молодых людей.

Адекватные последствия

Установление ограничений для подростка не означает вступать в борьбу за власть, пытаться контролировать его и требовать повиновения. Основная цель – защитить его, направить и предоставить инструменты, которые помогут ему справиться с жизненными трудностями. Таким образом, наиболее естественным и позитивным является обучение через последствия, а не через наказание.

Последствия проступка молодого человека должны быть пропорциональны его тяжести и связаны с произошедшим событием. Например, если подросток превысил допустимые часы использования мобильного телефона, не имеет смысла наказывать его, не пуская гулять на улицу. Гораздо логичнее и правильнее ограничить использование этого устройства в ближайшие дни.

Диалог и гибкость

Советы родителям подростков
Подростковый возраст – это этап, который приносит с собой много изменений. Поэтому поддержка родителей очень важна.

Все правила, которые установлены в доме, должны быть известны детям с самого начала. Они должны понимать их и осознавать последствия их нарушения.

Кроме того, полезно привлекать подростков к выбору правил и последствий. Таким образом, они с большей вероятностью будут следовать им.

С другой стороны, границы не должны быть чрезмерно жесткими и нерушимыми. По мере взросления ребенка, его эмоциональной зрелости и завоеванного “кредита доверия” можно расширять привилегии. Ведение переговоров с детьми уменьшает вероятность конфликтов и способствует созданию более тесных и гармоничных семейных отношений. Поэтому, если ваш ребенок что-то просит, прислушайтесь к его аргументам и примите их во внимание.

Не поддавайтесь эмоциям

Одно из главных преимуществ, когда речь идет об установлении границ для подростка, заключается в том, что исчезает необходимость постоянно вступать в борьбу и конфликты. Несовершеннолетнему не нужно каждый раз спрашивать и настаивать, когда он чего-то хочет. Родителям не нужно постоянно напоминать ему о его обязательствах и прибегать к уговорам и угрозам. Каждый в семье знает правила и последствия их нарушения.

Поэтому, когда ваш ребенок ведет себя ненадлежащим образом, не кричите, не ругайте и не обвиняйте его. Просто убедитесь, что вы соблюдаете заранее оговоренные правила.

Вам не нужно злиться, повышать голос или менять свое отношение к ребенку. Ограничения, которые вы установили, уже воспитывают, не используйте эмоции, чтобы контролировать поведение подростка.

Подростковый возраст: почему так важно устанавливать границы?

Возможно, ваш ребенок не согласится с этим, но установленные вами ограничения очень полезны. Во-первых, потому что так вы заботитесь о его благополучии и заставляете его чувствовать заботу и защиту. Во-вторых, потому что вы предлагаете ему оптимальную модель поведения и готовое руководство для принятия правильных решений.

Молодые люди, которые растут с четкими последовательными границами, становятся зрелыми, эмоционально здоровыми и ответственными людьми. Они проще преодолевают разочарования и лучше учатся в школе. Кроме того, они более автономны, решительны и подготовлены к взрослой жизни.

Поэтому не стесняйтесь устанавливать правила дома. Степень контроля и надзора не будет такой, как когда ваши дети были маленькими. Их реакция на правила также может быть другой. Однако каждый раз, когда вы  в чем-то ограничиваете подростка, помните, что вы вносите полезный вклад в его настоящее и будущее.



  • Aguilar Solorio, S. I., & Hamui Sutton, A. (2011). Tipos de límites en la dinámica familiar y su relación con el fracaso escolar en adolescentes. atención familiar18(4).
  • Pérez Ramos, M., & Alvarado Martínez, C. (2015). Los estilos parentales: su relación en la negociación y el conflicto entre padres y adolescentes. Acta de investigación psicológica5(2), 1972-1983.
  • Rivas, S. (2008). Influencia bidireccional en la adopción de los estilos parentales en la infancia. International Journal of Developmental and Educational Psychology4(1), 65-73.

Содержание данной публикации носит только информационный характер. Ни в коем случае нельзя использовать для постановки или замены медицинского диагноза, самого лечения или рекомендаций специалиста. Если у вас возникли вопросы или сомнения, обратитесь к проверенному специалисту и получите его одобрение перед началом любой процедуры.