Психологические и эмоциональные травмы из детства: 6 примеров

· 26.12.2018
Очень часто взрослые люди страдают из-за негативного опыта, полученного в детстве. Прочитайте эту статью и узнайте, как не навредить собственным детям.

Все эмоциональные травмы родом из детства? Возможно… Некоторые негативные события и опыт, полученный в детском возрасте, могут повлиять на наше психическое развитие и перейти во взрослую жизнь. Навыки и ресурсы, приобретенные в детстве, являются определяющим фактором в формировании нашей личности. Ведь именно в детстве начинается процесс самоопределения и осознания своего места в мире. 

Эмоциональные травмы, полученные в детстве, — это результат негативного опыта и переживаний, связанных с ним. И несмотря на то что все они, вроде бы, случились давным-давно, они оставили свой след в нашей душе. Поэтому даже будучи взрослыми, мы продолжаем испытывать определенные страхи.

Вот почему так важно помогать своим детям: учить их управлять эмоциями и преодолевать страхи. Это непростая задача. Но необходимая.

Читайте также: И психологическое насилие оставляет следы: как страдает тело?

Какими же бывают эмоциональные травмы, полученные в детстве?

Большая часть психологических проблем, которые у нас есть, связаны с эмоциональными травмами из детства. Наша личность и отношение к различным ситуациям определяются тем опытом, который мы получили в первые несколько лет своей жизни.

Эмоциональные травмы

И если этот опыт был негативным (стал причиной сильных страданий), скорее всего, он будет сопровождать нас и во взрослой жизни. И всякий раз когда мы будем оказываться в напряженной ситуации, мы снова и снова будем реагировать «по-детски».

Наш «внутренний ребенок», который, быть может, пережил унижение, был предан или имел заниженную самооценку, будет «выходить наружу». И тогда наши комплексы и самые глубокие страхи станут очевидными. Таким образом, это абсолютно естественно, что эмоциональные травмы из детства не проходят бесследно. Они остаются у нас внутри.

1. Унижение

Если одноклассники, родители или родственники в определенный момент издевались над ребенком или высмеивали какую-то его черту, то это могло стать причиной развития у него серьезных комплексов. Скорее всего, он вырастет замкнутым и неуверенным в себе. А еще он может стать жестоким и безжалостным. Ему захочется заставить других страдать. Так, как он сам страдал в детстве. Вот к чему может привести деструктивная критика…

2. Страх быть покинутым

Дети, которых постоянно «бросали», во взрослой жизни постараются компенсировать этот недостаток. Они могут оставить своего партнера из опасений, что их бросят первыми. Или бросить начатое дело из страха остаться не у дел.

Эмоциональные травмы

Тем, кто боится «быть брошенным», необходимо работать над своими личностными барьерами, преодолевать страх одиночества и, прежде всего, физического контакта.

Это интересно: Эмоциональная депривация у детей: 6 признаков

3. Проблемы с самооценкой

Хорошая самооценка развивается в детстве, главным образом, в семье. Если мы как родители не в состоянии принять своих детей такими, какие они есть, они это почувствуют. И будут пытаться изменить себя, чтобы соответствовать нашим ожиданиям.

Но каждый ребенок уникален и неповторим. И когда ребенок будет рассказывать вам о чем-то, что заставляет его гордиться собой, поддержите его! Так он будет знать, что любим. Это повысит его самооценку и заставит поверить в собственные силы.

Люди же с заниженной самооценкой, напротив, нерешительные, пессимистичные и застенчивые. Поэтому формирование хорошей самооценки у ребенка — это фундаментальная задача каждого родителя.

4. Несправедливость

Когда ребенка постоянно наказывают и подавляют, преувеличивают его проступки и недостатки, он становится неуверенным в себе. Такая несправедливость может превратить его в человека с негативным взглядом на жизнь. Те, кто не видел справедливости в детстве, начинают необоснованно критиковать все, что их окружает.

5. Страх разделения

Страх остаться одному в детстве или вдали от родителей формирует взрослого, которому не хватает любви. И он готов сделать что угодно, лишь бы получить «знак внимания». Такие люди, как правило, отличаются стеснительностью, неуверенностью в себе, жертвенностью и покорностью.

Эмоциональные травмы

6. Предательство

Если родители не выполняют обещаний, данных своему ребенку, и его ожидания слишком часто не совпадают с действительностью, он вырастает замкнутым и недоверчивым. У него появятся проблемы с общением. Уважение же по отношению к детям сделает из них уверенных в себе взрослых в будущем. Ведь обмануть доверие ребенка — значит, заменить его злобой.

Заключение

Психологические и эмоциональные травмы из детства определяют наше восприятие жизни. И если мы не хотим, чтобы наши дети пережили нечто подобное, то должны как можно больше внимания уделять их воспитанию. Важно играть «активную» роль, а не передавать свои обязанности третьим лицам.

Следует также помнить, что каждый ребенок уникален, и его способности и навыки развиваются в своем собственном темпе. Так что не стоит сравнивать его с друзьями или одноклассниками. Если мы хотим как-то скорректировать поведение своих детей, мы должны вместе с ними поразмышлять над той или иной ситуацией. Но обойтись без несправедливых наказаний.

Наконец, каждый родитель должен стараться поддерживать открытую коммуникацию со своим ребенком. Тогда он будет чувствовать себя в безопасности, сможет поделиться своими опасениями, страхами и всем, что его беспокоит. Так он сможет найти решение проблемы уже в самом начале своего пути.

 

 

 

 

  • Ellis, P. (2018). Emotional resilience. Wounds UK. https://doi.org/10.1136/adc.2004.068163
  • Spinazzola, J., Hodgdon, H., Liang, L.-J., Ford, J. D., Layne, C. M., Pynoos, R., … Kisiel, C. (2014). Unseen wounds: The contribution of psychological maltreatment to child and adolescent mental health and risk outcomes. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. https://doi.org/10.1037/a0037766
  • Stebnicki, M. A. (2007). Empathy fatigue: Healing the mind, body, and spirit of professional counselors. American Journal of Psychiatric Rehabilitation. https://doi.org/10.1080/15487760701680570
  • McCauley, J. (1997). Clinical characteristics of women with a history of childhood abuse: unhealed wounds. JAMA: The Journal of the American Medical Association. https://doi.org/10.1210/endo.142.10.8416