Ребенок не слушается, как себя вести?
Когда ребенок не слушается, это проявляется по-разному, в зависимости от его возраста. По мере роста и развития с ним происходит много изменений, многие из которых связаны с определением ребенком своей идентичности.
Как правило, выделяют два основных этапа “непослушания” детей: от 2 до 6 лет и подростковый период. В этом возрасте ребенок хочет во что бы то ни стало навязать окружающим свою волю.
Но есть и другие моменты “детских восстаний”. Такое поведение случается, когда ребенок страдает от произошедших изменений в его окружении. И, безусловно, это негативно сказывается на его отношениях с родителями. Ведь все его переживания и страдания обычно выливаются именно в протест.
Тем не менее, когда ребенок не слушается – это нормально, и не стоит слишком тревожиться по этому поводу. Более того, такие периоды даже необходимы, поскольку так ребенок проявляет свою личность и индивидуальность.
В связи с этим вы должны понять и принять непослушание своего ребенка, но в то же время нужно знать, что делать в каждом конкретном случае. Ваша задача как родителя – справиться с непокорностью своего ребенка таким образом, чтобы проявление его индивидуальности не переросло в невоспитанность и плохое поведение.
Что делать, если ребенок не слушается: стратегии
Вы наверняка слышали, что на данных этапах необходимо учить детей дисциплине при помощи любви. Даже если они очень маленькие, они могут связать свои действия с тем, что их просили сделать. Вы должны быть максимально терпеливыми. Постарайтесь реагировать на истерики своего ребенка спокойно, так вы сможете контролировать ситуацию.
Важно, чтобы вы научились регулировать его поведение, применяя следующие стратегии.
1. Правила и санкции: когда все четко и понятно
Если ребенок с самого детства имеет четкое представление о правилах и санкциях в семье, он будет чувствовать себя в безопасности. Так ему действительно будет легче. И это вовсе не означает отсутствие наказаний. За несоблюдение установленных правил обязательно должны последовать санкции (ограничения).
Это интересно: Медитация – альтернатива наказанию детей!
2. Не поощряйте неподобающее поведение
Шалости вашего ребенка усилятся, если вы как родитель будете воспринимать их в шутку. И даже если в какой-то момент вам покажется это забавным, вы должны сказать ребенку прямо о двойственности ваших чувств. В противном случае со временем вы просто потеряете свой авторитет.
3. Поощряйте поведение хорошее и правильное
Одна из главных наших родительских ошибок – это когда мы уделяем больше внимания плохому поведению детей, а все хорошее воспринимаем как должное. Таким образом, сами того не осознавая, мы поощряем плохое поведение ребенка уже одним своим вниманием. Зачем же ему себя хорошо вести, когда этого все равно никто не заметит?
Хвалите ребенка за хорошее поведение. Это более важно, чем отмечать его проступки.
Не пропустите: Воспитание детей: 5 ошибок, которые мы часто совершаем
4. Демонстрируйте свою безусловную любовь
Даже если ребенок провинился, он должен чувствовать, что вы его все равно любите. Поставьте себя на его место, выслушайте его и постарайтесь понять. Не повышайте голос, научитесь сохранять спокойствие.
Если ваш ребенок подросток, не задавайте лишних вопросов о его настроении, дайте ему право на личное пространство.
Узнайте также: Питай своих малышей любовью, и их страхи умрут от голода…
5. Признайте, если вы сами способствуете плохому поведению своего ребенка
Зачастую непослушание ребенка вызвано проблемами в семье, с которыми вы как родитель не можете справиться. Одной из наиболее распространенных причин является развод родителей. Или же их эмоциональное дистанцирование друг от друга.
Ведь дети все чувствуют, буквально все. И если между родителями есть какое-то напряжение, они обязательно попытаются “переключить” их внимание на себя. А самый верный для этого способ – конечно, проказы.
Если же в семье несколько детей, то в ситуации, когда внимание уделяется одному, остальные наверняка сделают что-нибудь “эдакое”, чтобы все “лавры” достались им.
6. Предлагайте альтернативный вариант
Предлагая детям альтернативный вариант, вы помогаете им преодолеть сложившиеся обстоятельства без негатива. В глобальном плане это способствует развитию их навыка принятия решений уже во взрослой жизни.
Вам будет полезно узнать: Для того, чтобы дети уважали окружающих, их нужно воспитывать с уважением
Такие альтернативы могут подразумевать и переговоры с ребенком, определенные договоренности. Например, вы можете разрешить ему посмотреть телевизор до определенного времени, если он раньше выполнит свое домашнее задание.
7. Используйте “позитивный язык общения”
Утвердительные предложения намного более эффективны, нежели отрицательные конструкции. Позитивный язык общения, как правило, не вызывает недовольства и не провоцирует ребенка на вызывающее поведение, в отличие от запретов. Поэтому не стоит фокусироваться на том, чего ребенку делать нельзя, будьте хитрее и мудрее – сделайте обратное.
Когда вы обращаетесь к нему, говорите, что ему можно делать. Например, вы можете сказать ему: “Покатайся на велосипеде на террасе” вместо “нельзя ездить на велосипеде по дому”. Или “ты можешь поиграть на гитаре в подвале”, вместо “не играй так громко в комнате”.
Заключительные размышления
Ни один ребенок не появляется на свет с “руководством по использованию”. Вот почему нам, родителям, приходится самостоятельно подбирать нужные инструменты для решения всех возникающих проблем. Мы не можем ограничиться лишь тем, чтобы проявлять свой авторитет, когда ребенок не слушается. Ведь нам важно, как живут наши дети.
Каждый ребенок особенный и уникальный. Но во многом его способ реагировать на различные ситуации будет зависеть от того, что он видел у себя дома, пока рос.
Это может вас заинтересовать ...- Ury, W. (2007). The power of a positive no: How to say no and still get to yes. Bantam.
- Chainé, S. M., Romero, V. F., Peña, M. R., Cervantes, F. L., & Gutiérrez, J. N. (2015). Prácticas de crianza asociadas al comportamiento negativista desafiante y de agresión infantil. Avances en psicología latinoamericana, 33(1), 57-76. https://www.redalyc.org/pdf/799/79933768005.pdf
- RUIZ DUCHE, J. P. (2014). INFLUENCIA DE LA AUSENCIA DE UN REFERENTE PATERNO EN EL DESARROLLO COMPORTAMENTAL EN LA EDUCACIÓN INICIAL. GUÍA INFORMATIVA SOBRE EL MANEJO DE CONDUCTAS INADECUADAS EN NIÑOS Y NIÑAS DE 2 AÑOS DE EDAD DIRIGIDA A PADRES DE FAMILIA DEL CDI” MUNDO ALEGRE” DEL DMQ. AÑO LECTIVO 2014-2015 (Bachelor’s thesis). http://www.dspace.cordillera.edu.ec/bitstream/123456789/1811/1/143-EDU-14-14-1720543063.pdf
- Valdivieso García, L. (2019). El lenguaje positivo como estrategia metodológica aplicada a la etapa de Educación Infantil. Una propuesta de trabajo. https://uvadoc.uva.es/bitstream/handle/10324/39265/TFG-G3850.pdf?sequence=1&isAllowed=y