"Синдром богатства" у детей - дело рук их родителей!
“Синдром богатства“, или болезнь изобилия (аффлюэнца) – это не только про детей богатых родителей. Речь идет про семьи, где дети получают все. Они удовлетворяют все свои желания, не тратя при этом особых усилий. Да, такое поведение часто встречается в семьях с высоким доходом.
И, тем не менее, подобное не редкость и для среднего класса.
Родители (часто неосознанно) стараются заменить свое отсутствие и общение с детьми материальными благами.
Откуда взялся термин “синдром богатства” (“болезнь изобилия”)?
Несмотря на то что данное состояние не признается ассоциациями психиатрии клиническим диагнозом, термин “аффлюэнца” используется все чаще, начиная с 90-х годов. Он появился в книге “Золотое гетто: теория богатства“.
В этой книге автор рассказывает о том, что избалованные дети из богатых семей ведут себя безответственно. Им чуждо сопереживание (эмпатия). И это является прямым следствием того, что ребенка слишком баловали, опекали и защищали от всего. При этом, недостаток совместного досуга восполняли подарками и деньгами.
Читайте также: Эмпатия: 5 отличительных черт людей, которые ей обладают
Как узнать, поощряем ли мы развитие у своего ребенка болезни изобилия?
Совсем не обязательно иметь много денег, чтобы иметь синдром богатства. На самом деле, он все чаще встречается у детей, а также подростков из семей среднего класса.
Родители слишком заняты из-за работы и не могут уделить достаточного внимания воспитанию своих детей. А потому, в конечном счете, заменяют это игрушками и подарками.
Одним из первых признаков “синдрома богатства” у детей является скука. Когда ребенку часто скучно, несмотря на наличие игрушек и различных современных технологических устройств.
Если мы хотим успокоить ребенка или предотвратить его истерику чем-то материальным, мы поощряем его неверное поведение. То же самое касается и награды за то, что он сделал что-то хорошее или полезное. А иногда даже просто за то, что хорошо себя вел.
Еще один способ “испортить” своего ребенка – дарить ему дорогие подарки без повода (не на праздники). А также пересматривать семейный бюджет ради его прихоти. Эти поступки родителей как раз и формируют так называемый “синдром богатства” у детей. В результате их физическое и эмоциональное здоровье ставится под угрозу.
Как данный синдром может повлиять на наших детей?
У большинства таких детей и подростков есть проблемы с самооценкой. Более того, они теряют мотивацию.
- Им очень тяжело переживать разочарования. Так как они считают, что заслуживают лучшего.
- Они не решают свои проблемы сами. Такие дети надеются (и небезосновательно), что придут папа или мама и все сделают за них.
- Они безответственны и не дисциплинированы (и самодисциплины у них нет, в том числе).
- Если в школе эти дети не очень хорошо учатся, они проявляют повышенное беспокойство. А еще у них высокий уровень стресса.
- Они с трудом поддерживают гармоничные отношения со своими одноклассниками.
- Такие дети вспыльчивы и раздражительны, могут выйти из себя даже в самой незначительной ситуации. А потому в итоге они часто становятся несчастными.
- Они могут попасть в “плохую компанию”, пристраститься к алкоголю или наркотикам.
Это интересно: Почему в Японии дети всегда такие послушные?
Возможно ли как-то этого избежать?
Очень важно, чтобы ребенок понимал, как сильно стараются родители, чтобы поддерживать имеющийся уровень жизни. Он должен видеть, что для того чтобы что-нибудь купить, нужно много работать, трудиться. Точно так же он должен понять, что нужно экономить, чтобы потом получить что-то более приятное.
Детям нужно знать, что и у них есть определенные обязанности по дому.
А потому им не стоит выполнять их за вознаграждение.
Следует научить их накрывать на стол, выносить мусор, наводить порядок (хотя бы в своей комнате). Это укрепит их ценности.
Очень важно вовлечь ребенка в свою реальную жизнь. Научить его уважать других и ценить то, что у него есть. Нам, как родителям, не стоит их чрезмерно опекать. Напротив, нужно постараться “вооружить их”. Другими словами, дать им все инструменты для борьбы с жизненными трудностями. А также показать, как ими пользоваться.
Строгость – это тоже часть любви. Она формирует у детей правильное этическое и эмоциональное развитие. Вы любите своего ребенка даже тогда, когда ограничиваете его в чем-то. Ему нужно стараться, чтобы достичь цели и получить желаемое.
Разочарования в жизни – это тоже часть обучения. А умение преодолевать их – разумеется, основа всего! Только так вы сможете развить эмоционально и психологически своего ребенка. А это, в свою очередь, сделает его более счастливым взрослым.
Это может вас заинтересовать ...- Capron, E. W. (2004). Types of pampering and the narcissistic personality trait. Journal of Individual Psychology, 60(1). Available at: https://psycnet.apa.org/record/2004-12532-006. Accessed 21/04/2020.
- García Rocha, M. P. (2015). El reconocimiento efectivo del derecho del menor a decidir sobre su salud. https://digitum.um.es/digitum/bitstream/10201/47388/1/El%20reconocimiento%20efectivo%20del%20derecho%20del%20menor%20a%20decidir%20sobre%20su%20salud..pdf
- Juul, J. (2012). Su hijo, una persona competente: hacia los nuevos valores básicos de la familia. Herder Editorial. Available at: https://bit.ly/3eIfBA2. Accessed 21/04/2020.
- Kets de Vries, M. F. R. (2016). Feeling Sorry for the Super-Rich? In Riding the Leadership Rollercoaster (pp. 25–29). Springer International Publishing. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-319-45162-6_5. Accessed 21/04/2020.
- O’Neill, J. H. (1997). The golden ghetto: The psychology of affluence. Affluenza Project.
- Sayer, L. C., Bianchi, S. M., & Robinson, J. P. (2004). Are Parents Investing Less in Children? Trends in Mothers’ and Fathers’ Time with Children. American Journal of Sociology, 110(1), 1–43. Available at: https://doi.org/10.1086/386270. Accessed 21/04/2020.